paggy.ru

Дата: 18.02.2023

Автор: Ольга Борзовская

Блэк Сэббет

Блэк Сэббет

Британская группа «Блэк Сэббет» произвела настоящую революцию в мире «тяжёлой» музыки. Коллектив ещё в. начале 70-х гг. разработал основы звучания, которые позже взяли на вооружение многие исполнители хэви-метала.

Начало группе было положено в конце 60-х гг. в школе города Бирмингема. Восемнадцатилетний бас-гитарист Терри Батлер (Тепу Butler, полное имя и фамилия Теренс Майкл Батлер, Terence Michael Butler, родился в 1949 г.), более известный под псевдонимом Джизер (Geezer), познакомился с начинающим вокалистом Джоном Осборном (полное имя и фамилия Джон Майкл Осборн, John Michael Osbourne, родился в 1948 г.), взявшим псевдоним Оззи (Ozzy). Осборна исключили из школы, и он перебивался случайными заработками, не брезговал подрабатывать даже на местной скотобойне. Двое подростков быстро нашли общий язык и организовали группу «Рейр Брил» (Rare Breed — «Редкая порода»).

Тем временем двое других приятелей — гитарист Тони йомми (Топу lommi, полное имя и фамилия Энтони Фрэнк Иомми, Anthony Frank lommi, родился в 1948 г.) и ударник Билл Уорд (Bill Ward, полное имя и фамилия Уильям Томас Уорд, William Thomas Ward, родился в 1948 г.) создали группу «Реет» (The Rest — «Могила»), в которую, вошёл и вокалист Крис Смит (Chris Smith). «Реет» дали несколько клубных концертов на севере Англии, после чего взяли другое название — «Мифоло- джи» (Mythology). Выступления прошли успешно, но денег не принесли.

Иомми и Уорд возвратились в Бирмингем, где познакомились с Оззи и Джизером. Молодые люди объединились в группу, которая после нескольких переименований была названа «Эре» (Earth — «Земля»), Музыканты исполняли блюзовые композиции с элементами джаза, но постепенно придали своей музыке более «тяжёлое» звучание. Вскоре выяснилось, что в Англии уже существует одноимённый коллектив. Тогда, как гласит легенда, Джи- зер и Тони, увлекавшиеся оккультизмом, нарекли группу «Блэк Сэббет» (Black Sabbath — «Чёрный шабаш»). Это зловещее словосочетание было названием классического фильма ужасов, который вышел на экраны в 1935 г.

Популярность «Блэк Сэббет», исполнявших необычно громкую и мрачную для тех лет музыку, быстро росла. Группа выступала с концертами и играла на европейских фестивалях, но коммерческого успеха не имела. Б 1969 г. музыканты записали дебютный сингл. Пластинка осталась практически не замеченной слушателями, однако привлекла внимание руководства фирмы «Вертиго» (Vertigo Records), и с группой заключили контракт. Дебютный альбом — «Блэк Сэббет» — был записан в лондонской студии «Ри- лжент Саунд» (Regent Sound) всего за пару дней. По странному стечению обстоятельств он вышел в пятницу 13 февраля 1970 г. Словно опровергая суеверия, связанные с этой датой, альбом поднялся на восьмое место в британском хит-параде. На обратной стороне обложки пластинки был изображен перевернутый крест, что позволило большинству критиков и публики обвинить группу в сатанизме. (Сами музыканты впоследствии утверждали, что это была идея звукозаписывающей фирмы,) Во время последовавшего за выпуском альбома европейского турне представители сатанинской секты предложили «Блэк Сэббет» принять участие в праздновании Вальпургиевой ночи. Музыканты отказались, и глава секты наложил на них проклятие. Члены группы серьёзно относились к вещам подобного рода, поэтому обратились за помощью к верховной ведьме Британских островов Алек Сандерз. Та поведала им, что единственный способ защититься от проклятия — носить крест. С тех пор крест стал неотъемлемой деталью образа «Блэк Сэббет».

Летом 1970 г. группа за четыре дня записала свой второй альбом. Первоначально диск озаглавили по названию открывающей его композиции — «Военные свиньи». (War Pigs). Однако песня была антивоенной, и компания «Уорнер Бразерз» (Warner Bros.), которая собиралась выпустить пластинку в Соединённых Штатах, не пожелала лишний раз напоминать слушателям о войне. (В то время США вели вызывавшую всеобщее осуждение войну во Вьетнаме.) В результате название изменили на «Параноид» (Paranoid) — по второй и наиболее запоминающейся композиции. Этот альбом считается шедевром «тяжелой» музыки. Он поднялся на вершину британского хит-парада и более гола продержался в американских списках популярности. Песня «Параноид» стала хитом и вместе с композициями «Военные свиньи», «Железный человек» (Iron Man) и «Электрические похороны» (Electric Funeral) до сих пор считается классикой музыкального стиля «Блэк Сэббет»,

После турне по США, в. котором группа предваряла выступления американских коллективов, в том числе «Грэнд Фанк Рейлроуд», музыканты возвратились в Англию и записали диск «Хозяин реальности» (Master Of Reality, 1971 г.). Поставленная цель — создать самый «тяжёлый» альбом за всю историю рока — была достигнута. Пластинка заняла пятое место в британском времени в жизни Осборна произошли серьёзные перемены. Он женился на Шэрон Ден, и она настояла, чтобы муж прошёл курс лечения от алкоголизма и наркотической

ОЗЗИ ОСБОРН

Блэк Сэббет

ОЗЗИ ОСБОРН

Начало сольной деятельности Оззи Осборна было безрадостным. Изгнанный из рядов родной группы, погрязший в наркотиках и алкоголе, музыкант впал в тяжелейшую депрессию. Помогла ему Шэрон Арден (Sharon Arden) — дочь менеджера «Блэк Сэббет». Веря в талант певца, Шэрон настояла, чтобы он начал работать над сольным альбомом.

Осборн пригласил гитариста Рэнди Роудза (Randy Rhoads, полное имя и фами лия Рэндолл Уильям Роудз, Randall William Rhoads, 1956—1982), игравшего в американской группе «Куайет Райет» (Quiet Riot), ударника Ли Керзлейка, бас-гитариста Боба Дейзли (Bob Daisley) и клавишника Дона Эйвери (Don Avery), вместе с которыми образовал группу «Близзард Оф Озз» (Blizzard Of Ozz). К 1980 г. был записан одноимённый диск. Осборн, более не связанный характерным звучанием «Блэк Сэббет», тем не менее сохранил отличительные черты своего вокала и сумел создать такие запоминающиеся композиции, как «Сумасшедший поезд» (Crazy Train) и «До свидания, романтика» (Goodbye То Romance).

Однако крупные звукозаписывающие компании не спешили издавать пластинку, и Шэрон Арден, взявшая на себя обязанности менеджера, приняла предложение от небольшой фирмы «Джет» (Jet Records). Альбом произвёл фурор и попал на седьмое место е британском хит-параде и двадцать первое — в американском. На встрече с руководителями фирмы Оззи, вместо того чтобы выпустить из карманов двух белых голубок, откусил голову одной из птиц и бросил окровавленные останки на стол. Певца немедленно выставили за дверь, что, впрочем, не сказалось на деловых отношениях. Следующий

Осборна — «Дневник сумасшедшего» (Diary Of A Madman, 1981 г.) — также имел успех. Группа записала альбом в прежнем составе (за исключением Эйвери), но называлась уже «Оззи Осборн». К моменту выхода пластинки коллектив покинули Керзлейк и Дейзли. На смену им пришли соответственно Томми Олдридж (Tommy Aldridge), ранее й в группе «Блэк Оук Арканзас», и Руди Сарзо (Rudy Sarzo) из «Куайет Райет».

В полном соответствии с образом безумца, созданным в первых двух альбомах, Осборн продолжал шокировать публику. В 1982 г. на одном из концертов кто-то из публики бросил на сцену живую летучую мышь, и вокалист недолго думая попытался откусить ей (позже Оззи заявлял, что принял летучую мышь за игрушечную). В результате зверёк укусил певца за язык, и Осборну пришлось проводить вакцинацию от бешенства.

Разыгралась настоящая трагедия. 19 марта 1982 г. Рэнди Роудз с двумя приятелями решили разбудить Осборна, спящего в гастрольном автобусе, довольно необычным. На спортивном самолёте они сделали несколько кругов над автобусом, но пине справился с управлением, и самолёт врезался в землю. Все трое «шутников» по, поли. Найти замену Роудзу оказалось непросто. После нескольких неудачных опытов, в конце 1982 г., в коллектив взяли гитариста Джейка И. Ли (Jake Е. Lee, настоящие имя и фамилия Джейки Лу Уильямз, Jakey Lou Williams), работавшего некоторое время с группой «Рэтт». Бас-гитаристом вновь стал Дейзли. В таком составе группа обрела второе дыхание и записала альбом «Полай на луну» (Bark At The Moon, 1983 г.).

Зависимости

Оззи обратился в известную американскую клинику Бетти Форд (супруга бывшего президента США Джералда Форда). Лечение оказалось успешным, и через несколько месяцев Осборн вернулся к музыкальной деятельности. Лирика его песен изменилась. Тексты композиций с диска «Последний грех» (The Ultimate Sin, 1986 г.) рассказывают о страшных последствиях возможной ядерной катастрофы и не имеют ничего общего с горячечными откровениями об оборотнях с предыдущих пластинок.

Мрачный настрой альбома во многом был определён судебным процессом, начатым в США. Несколько родителей обратились в суд, утверждая, что тексты Осборна, в частности песни «Самоубийственное решение» (Suicide Solution), посвящённой Бону Скотту — нелепо погибшему вокалисту группы «Эй-Си / Ди-Си», подталкивают их детей к совершению самоубийства. В конечном итоге к 1991 г. обвинения с музыканта сняли, но процесс отнял у коллектива немало сил и времени. В тот же период в группу пришёл гитарист Закк Уайлд (Zakk WiLde, настоящие имя и фамилия Зэк Адамз, Zach Adams, родился в 1966 г.). Вместе с клавишником Джоном Синклэром (John Sinclair) этот состав записал альбом «Нет грешнику покоя» («No Rest For The Wicked, 1988 г.). Диск ознаменовал собой начало новой эпохи в творчестве Оззи Осборна, В песнях впервые появилось позитивное отношение к жизни, что в ещё большей степени показала следующая пластинка — «Больше нет слёз» (No More Tears, 1991 г.). Гастроли в поддержку диска были объявлены прощальными, поскольку вокалист решил посвятить себя семье. Впрочем, уже через два года появились сообщения, что «крёстный отец тяжёлого рока» возвращается к музыкальной деятельности.

В 1995 г. вышел альбом «Оззмоузис» (Ozzmosis).

В его создании помимо прочих музыкантов приняли участие Джизер Батлер, Закк Уайлд и Рик Уэйкмен. Работа продолжала стилистику предыдущих дисков. Она включала такие запоминающиеся композиции, как «Перри Мейсон» (Perry Mason) и «Увидимся на другой стороне» (See You On The Other Side), и отличалась безукоризненной игрой музыкантов. Альбом занял двадцать второе место в хит-параде Великобритании и четвёртое в Соединённых Штатах.

С 2000 г. Оззи Осборн трудился над очередным студийным произведением «Опускаясь на Землю» (Down То Earth), которое увидело свет осенью 2001 г. Эта работа получила высокую оценку и критиков, и слушателей.

Пластинку, столь явно пропагандирующую употребление наркотических вещее: гв, опасно. И в результате диск получил невыразительное название «Блэк Сэббет; том 4» Щ (Black Sabbath Vol. 4), что, впрочем, не помешало ему стать «платиновым».

В 1973 г. появился очередной альбом — «Шабаш, кровавый шабаш» (Sabbath Bloody Sabbath). В записи принимал участие клавишник Рик Уэйкмен. После выхода этой пластинки, заслужившей самые лестные отзывы критиков за всю историю «Блэк Сэббет», музыканты приняли решение больше не искушать судьбу и отказаться от оккультных тем. К тому моменту группа столкнулась с серьезными проблемами. Компания, которая опекала «Блэк Сэббет», обанкротилась. Беспробудное пьянство и наркозависимость Оззи Осборна серьёзно мешали работе. На создание диска «Саботаж» (Sabotage, 1975 г.) ушёл почти год. Однако в результате альбом хит-параде и восьмое в американском. Она включала такие запоминающиеся композиции, как «Дети могилы» (Children Of The Grave) и «Властелин этого мира» (Lord Of This World).

Когда вскоре «Блэк Сэббет» приехали в США уже в качестве «гвоздя программы», их ожидали очередные неприятности с сатанистами. Перед концертом в Мемфисе члены местной секты нарисовали кровью на дверях помещения, где находилась группа, кресты. Во время концерта один из них пытался ножом убить Тони Иомми — чтобы принести того в жертву дьяволу. Отель, где остановились музыканты, окружили представительницы «объединения» ведьм и требовали «благословения». Джизеру Батлеру во избежание осложнений пришлось даже прочитать им фальшивую сатанинскую молитву.

К1972 г. участники «Блэк Сэббет» представляли собой яркий пример жизни в стиле модного ; в ту пору лозунга «секс, нарко- : тики и рок-н-ролл». Четвёртый к альбом предполагалось назвать «Снежная слепота» (Snowblind). |; Однако звукозаписывающая ком. шния посчитала, что выпускать получился интересным, а песни «Симптом Вселенной» (Symptom Of The Universe), «Дыра в небе» (Hole In The Sky) и «Суперцарь» (Superlzar) по праву считаются одними из лучших в творчестве коллектива.

Постепенно финансовые проблемы группы разрешились, но взаимоотношения между музыкантами ухудшились. Оззи и Тони ссорились из-за любой мелочи —например, кто из них должен стоять в центре сиены. Альбом «Технический экстаз» (Technical Ecstasy, 1976 г.) успеха не имел. Композиции на пластинке звучали более «мягко», чем предыдущие работы коллектива, что не понравилось большинству поклонников. Оззи Осборн, раздосадованный подобным поворотом событий, в конце 1977 г. принял решение уйти из «Блэк Сэббет».

Осборна заменил Аейв Уокер (Dave Walker), ранее выступавший с группами «Савой Браун» (Savoy Brown) и «Флитвуд Мэк». Однако новый вокалист не обладал ни голосом, ни обаянием своего предшественника. В начале 1978 г, участники «Блэк Сэббет» с большим трудом уговорили Осборна вернуться, чтобы провести турне, посвящённое десятилетию группы, и записать альбом «Никогда не говори, что умрешь» (Never Say Die). Первоначально материал для этого диска создавался в расчёте на вокал Аейва Уокера. Но Оззи отказался петь песни, предназначенные для другого музыканта, и все композиции пришлось переделывать заново. Хотя альбом и попал в списки популярности (двенадцатое место в британском хит-параде и шестьдесят девятое в американском), он был лишён магии ранних творений «Блэк Сэббет». Отношения внутри коллектива также не ладились. Оззи постоянно ругался с Тони, а один раз даже проспал концерт В начале 1979 г.

Тони, Джизер и Билл объявили Оззи, что он больше не вокалист группы

На его место пригласили Ронни Джеймса Дио, певшего до этого в группах «Эльф» (Eli), «Рейнбоу» и в коллективе Роджера Гловера. В 1980 г. появился альбом «Небеса и ад» (Heaven And Hell), в записи которого принимал участие клавишник Ажофф Николлз (Geoff Nicholls) из группы «Кварц» (Quartz).

Многие поклонники не хотели признавать «Блэк Сэббет» без Оззи, но Дио смог привлечь внимание слушателей, прежде равнодушных к творчеству группы, и пластинка заняла девятое место в британском хит-параде, а в американском — двадцать восьмое. В музыкальном плане диск напоминал творения «Рейнбоу», в чём, естественно, была заслуга вокалиста. Иомми же хотел «утяжелить» звучание и максимально приблизить его к ранним композициям «Блэк Сэббет». Это стремление чувствуется в следующем альбоме — «Толпа правит» (Mob Rules, 1981г.), — который записывали не с Биллом Уордом (он лечился от алкоголизма), а с ударником Винни Эппайсом (Vinnie Appice). В период работы над концертным диском «Живое зло» (Live Evil, 1983 г.) возникли противоречия между Иомми и Дио. Причиной недовольства Иомми были не только творческие разногласия: он считал, что Дио использовал гастроли группы для рекламы своего будущего сольного диска.

В 1983 г. Дио и Винни Эппайс покинули «Блэк Сэббет». К несказанному удивлению многих поклонников, новым певцом стад Иан Гиллан. Этот музыкант прославился в составе «Дип Пёпл», а позднее выступал с собственным коллективом. Гиллан принял предложение «Блэк Сэббет», хотя его манера исполнения и облик не вязались со сценическим образом группы. Место за ударной установкой вновь занял Билл Уорд, В таком составе коллектив записал альбом «Рождённый заново» (Born Again, 1983 г.). Возврат к «тяжёлому» звучанию начала 70-х гг. и неповторимый вокал Гиллана дали свои плоды. Пластинка достигла четвёртого места в британских списках популярности. Концертное турне, которое последовало за выходом диска, прошло удачно; правда, снова запил Уорд, и его пришлось заменить Бевом Бейаном (Bev Bevan) из «Электрик Лайт Оркестра». Коллектив с успехом отыграл на фестивале в Рединге (Великобритания). Однако в 1984 г. воссоединились музыканты «Дип Пёпл», и Гиллан вернулся в родную группу. Подыскать ему достойную замену не удалось. В том же году о своём уходе заявил Батлер, и группа «Блэк Сэббет» на время прекратила своё существование.

Тони Иомми начал готовить материал для сольного альбома. В начале 1985 г. он пригласил для репетиций бас-гитариста Гордона Копли (Gordon Copley) и вокалиста Джеффа Фенхолта (Jeff Fenholt).

«Блэк Сэббет»

Блэк Сэббет

Музыканты записали несколько композиций для диска с рабочим названием «Звезда Индии» (Star Of India), но дальше этого дело не пошло.

13 июля 1985 г. в Филадельфии (США) состоялся фестиваль «Живая помощь» (Live Aid), на котором «Блэк Сэб- бет» выступили в своём классическом составе: Иомми, Батлер, Уорд и Осборн. Однако надежды поклонников на воссоединение группы не оправдались: музыканты занялись собственными проектами. Иомми пригласил вокалиста Гленна Хыоза, ранее выступавшего с «Лип Пёпл», бас-гитариста Дейва Спита (Dave Spitz) и ударника Эрика Сингера (Eric Singer). Вместе с клавишником Ажоффом Николлзом этот коллектив переписал материал «Звезда Индии». Хотя от старой «Блэк Сэббет» остался только гитарист, альбом получил название “Блэк Сэббет” представляют Тони Иомми» (Black Sabbath Featuring Tony lommi, 1986 г.). После его выхода группу был вынужден покинуть Хьюз, страдавший от алкоголизма и наркомании. Весной 1986 г. его сменил Рей Гиллен (Ray Gillen). Аав несколько концертов, коллектив приступил к записи альбома «Вечный идол» (The Eternal Idol). К тому времени из группы ушли Сингер и Спити (последнего замешал Боб Дейзли). Сохранились две версии этой работы (обе изданы в виде «пиратских» дисков). Они позволяют говорить, что вокал Рея Гиллена мог бы открыть перед «Блэк Сэббет» новые возможности. К сожалению, летом 1987 г. певца уволили из группы.

Альбом «Вечный идол» был заново переписан и издан. Вокальные партии исполнил Тони Мартин (Tony Martin), на ударных играл Бев Беван. Диск остался практически не замеченным критикой, хотя композиция «Сияние» (The Shining) стала хитом и по ней сняли эффектный видеоклип. Тем временем в коллективе сменились бас-гитарист и ударник. Осенью 1988 г. в состав «Блэк

В 1994 г. имя Рея Ггиыена вошло в печальный список жертв СПИЛа.

«Блэк Сэббет», Слева по часовой стрелке: Бев Беван / Bev Bevan, Джизер Батлер/ Geezer ButlerИан Гиллан / Ian Gillan, Тони Иомми/ Топу lommy. 1983 г.

Блэк Сэббет

Кози Пауэлл

В группу “Блэк Сэббет» вошёл Кози Пауэлл (Cozy Powell, настоящее имя и фамилия Колин Пауэлл, Colin Powell), бывший участник групп «Рейнбоу», «Уайтснейк». Выпущенный весной 1989 г. альбом «Обезглавленный крест» (Headless Cross) оказался коммерчески очень успешным. Именно в этой работе вокал Мартина раскрылся в полную силу, и многие критики назва,и его самым удачным преемником Осборна и Лио. В середине 1989 г. в группе появился бас-гитарист Нил Мюррей (Neal Murray). А осенью следующего года вышел альбом «Тир» (Туг), занявший двадцать четвёртое место в британском хит-параде. Это был хоть и скромный, но всё же успех. Тогда же «Блэк Сэббет» отправились в мировое турне (музыканты посетили и Россию). Однако если в Европе большинство поклонников группы уже привыкли к голосу Мартина, то в США хотели слышать Осборна или Аио. Американцы постоянно требовали исполнения старых песен и практически не замечали новых композиций.

В дальнейшее Кози Пауэлл неоднократно покидал «Блэк Сэббет» и вновь возвращался о группу. 5 апреля 1998 г. музыкант погиб в дороленой аварии.

Наконец после ДОЛГИХ переговоров, весной 1991 г., было принято решение о воссоздании коллектива в следующем составе: Иомми, Батлер, Эппайс и Дио, Музыканты приступили к работе нал альбомом «Дегуманайзер» (Dehumani- zer, 1992 г.). Они постарались соединить стиль «Блэк Сэббет» 70-х гг. и приёмы, разработанные специально для вокала Аио. Группа провела довольно успешное турне в поддержку альбома. Когда оно уже подходило к концу, произошло весьма интересное событие. На 14 и 15 ноября 1992 г. организаторы запланировали концерты в американском городе Коста-Меса, причём  «Блэк Сэббет» домны были выступать перед группой Оззи Осборна. Ронни Джеймс Дио, узнав об этом, категорически отказался выходить на сцену. Оказавшийся рядом Роб Халфорд согласился взять на себя обязанности вокалиста и в течение двух вечеров работал с коллективом. После окончания второго концерта перед зрителями внезапно предстали четверо основателей «Блэк Сэббет»: Иомми, Батлер, Осборн и Уорд. Они исполнили несколько своих классических композиций.

Однако совместное выступление не означало воссоединения группы. Осборн заявил, что прекращает концертную деятельность, а на место Дио вернулся Тони Мартин. «Блэк Сэббет» записали еще два альбома (1994 и 1995 гг.), но постоянные смены состава привели к фактическому распаду группы.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ НА НАШЕМ САЙТЕ: